Бальные танцы
Бальные танцы — это группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях. Сегодня бальные танцы - удивительное сочетание искусства, творчества и спорта.
Уроки бальных танцев (уроки бального танца)
Сегодня смело можно утверждать, что бальные танцы собрали воедино самые чувственные и яркие танцы мира, которые исполняются в паре. В зависимости от постановке в паре бальные танцы подразделяются
на две программы: латиноамериканскую и европейскую, каждая их которых включает в себя по пять танцев. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и
квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба,пасодобль и джайв.
Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.
Название танцев
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории — Возрождение,
Просвещение, классицизм, романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические
источники, а также профессиональный танец.
История происхождения
Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное
большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс,
быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и soсial dance. В
1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).
Бальные танцы
Бальные танцы — это группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях. Сегодня бальные танцы - удивительное сочетание искусства, творчества и спорта.
Уроки бальных танцев (уроки бального танца)
Сегодня смело можно утверждать, что бальные танцы собрали воедино самые чувственные и яркие танцы мира, которые исполняются в паре. В зависимости от постановке в паре бальные танцы подразделяются
на две программы: латиноамериканскую и европейскую, каждая их которых включает в себя по пять танцев. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и
квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба,пасодобль и джайв.
Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.
Название танцев
Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории — Возрождение,
Просвещение, классицизм, романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические
источники, а также профессиональный танец.
История происхождения
Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное
большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.
В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс,
быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и soсial dance. В
1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).
Танец Медленный вальс
В конце XVIII века в Новом Свете, а точнее, в Бостоне, появился Вальс-бостон.
Вероятно, на это событие повлиял приезд И. Штрауса в качестве организатора концертов и балов.
Вальс замедляется до 40 тактов в минуту и завоёвывает высокую популярность не только в Америке, но и в Англии.
Вальс-бостон явился предшественником современного конкурсного варианта Медленного Вальса.
После Первой Мировой войны в вальсе намечаются те изменения, которые сегодня характеризуют этот танец в его стандартной, исполняемой на конкурсах форме.
Особый вклад в модернизацию вальса внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс - первые английские чемпионы мира по бальным танцам.
Многие из вариаций, введённые танцевальный обиход в то время, до сих пор исполняются на конкурсах бальных танцев.
История не забыла отметить заслуги англичан в развитии Медленного Вальса, его второе название - Английский Вальс.
Темп исполнения Медленного Вальса - 30 тактов в минуту, а музыкальный размер - 3/4. Этот танец способен подарить мужчине и женщине мелодичную нежность, интимность, спокойствие и
отрешенность.
Танец Танго
В Большой советской энциклопедии сказано, что танго - это старинный испанский танец.
Британская энциклопедия уверяет нас, что он обязан своим происхождением африканским неграм.
Заглянув в испанскую энциклопедию, вы узнаете, что слово "танго" имеет два значения: во-первых, это "праздник негров в Африке", во-вторых
аргентинский танец, происхождение которого неясно, но несомненно, что танго весьма похоже на андалузские ( испанские) танцы.
Согласно французским источникам, в начале XV века у испанских мавров ( арабов) появился парный танец, получивший широкое распространение и среди коренных жителей Испании. В XVI веке при
колонизации Испанией Южной Америки, танец попал в Аргентину. Настоящую популярность он обрёл на Кубе, породнившись с ритмом хабанеры. Также, на танго оказала влияние негритянская милонга.
Долгое время он считался малопристойным , но к концу 80-х годов XIX века появился уже и в бальных салонах Южной Америки. Его называли "танцем с остановкой".
На рубеже XIX-XX веков известный французский хореограф, композитор, писатель и организатор многочисленных танцевальных соревнований Камиль де Риналь в паре с Габриэл Рэй демонстрирует танго
ведущим лондонским импресарио и создает новую форму танца, которую впоследствии называют французским танго.
Танго упрощают , сделав более доступным для обучения и освобождают от тех чисто аргентинских черт, что мешали его официальному признанию. В 1911 году Танго появилось в Англии, в 1912 - в
Германии, затем в России и других странах Европы, вновь стало модным танцем Америки. В течение XX века танго много раз менялось: от аргентинского к французскому, от французского к Танго
английского стандарта.
Сегодня танго исполняют в темпе 30 - 32 тактов в минуту в Европейской программе спортивных бальных танцев.
Аргентинский вариант также существует и поныне.
Танец Венский вальс
Много воды утекло с тех пор, и , быть может, поэтому сегодня невозможно примирить немецких исследователей, утверждающих, что вальс произошёл от австрийского народного танца лендлера, с
французскими хореографами, доказывающими прямую связь вальса с живым и весёлым провансальским танцем вольта.
Стоит заметить, что исконная вольта очень похожа на народный норвежский танец, популярный в этой стране и в наши дни.
В первой четверти XIX века основные па и фигуры лендлера и вольты были " подогнаны" под определённый музыкальный ритм - и основной шаг Венского Вальса благополучно появился на свет.
Исполняется он в музыкальном размере 3/4, а темп исполнения на конкурсах бального танца составляет 60 тактов в минуту.
Особенности исполнения всех вальсов
1. Первый шаг первого такта должен выполняться не мимо ног партнёрши, идущей назад, а между, т.к. такое исполнение позволяет наиболее эффективно совершить поворот.
2. В общем случае разница между движениями партнёра и партнёрши составляет один такт, т.е. когда партнёр выполняет движения первого такта, партнёрша танцует второй такт и наоборот. Исключение -
так называемый фигурный вальс, в котором могут быть различные дополнительные фигуры.
Танец Фокстрот
Варианты современного Фокстрота исполнялись еще в викторианскую эпоху под названиями уан-степ или ту-степ . Говорят, что название танца происходит от фамилии известного танцовщика Гарри Фокса,
исполнявшего этот танец на сцене одного из нью-йоркских театров в 1913 году.
Также, фокстротом в военной среде назывался особый шаг лошади ,так что название пришлось кстати - оно отражало сущность этого танца, его порывистый характер .
Именно этот танец впервые в XX веке стал исполняться без какой-либо выворотности - ступни танцоров были параллельны. Это произвело эффект настоящей революции в мире танца.
В начале века темп Фокстрота варьировался от 40 до 50 тактов в минуту, что требовало умения мгновенно менять стиль танца, чтобы не попасть впросак. В 1922 году фокстрот стал исполняться под более
медленную музыку, а в 1927 году танец получил свое окончательное название - Медленный Фокстрот.
Между 1922 и 1929 годами Фрэнк Форд доработал основные движения Фокстрота, продемонстрировав свою интерпретацию на чемпионате мира в 1927 году, где стал чемпионом мира вместе с Молли Спэйн.
Исполнение Фокстрота считается достаточно трудным - от танцоров требуется хорошее равновесие и постоянный контроль за каждым движением, чтобы добиться плавного скольжения над паркетом.
Танец Квикстеп
В двадцатые годы оркестры играли Фокстрот в темпе около 50 тактов в минуту.
Впоследствии для Медленного Фокстрота музыка была специально растянута.
А прежний фокстрот был модернизирован - в него добавлялись элементы популярных в то время танцев шимми, блэк-боттом.
Англичане модернизировали оригинальный чарльстон, снабдив его характерными фокстротными движениями и назвали его "Quicktime Foxtrot and Charleston" ( что - то вроде " быстрого фокстротного
чарльстона").
Его с успехом продемонстрировали на Чемпионате Мира 1927 года Фрэнк Форд и Молли Спэйн.
В итоге всех этих экспериментов и родился современный Квикстеп, исполняемый в темпе около 200 ударов в минуту (50-52 такта), а его название было сокращено до "Quickstep" - "быстрый шаг".
В Квикстепе используются как основные па Медленного Фокстрота, так и привнесённые извне быстрые фигуры.
Танец Ча Ча Ча
Изучение афро-бразильской культуры на Кубе убедило известного английского педагога Пьера Лавеля в том, что Румбу можно танцевать в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими
дополнительным ударам музыки. В 1952 году, вернувшись в Англию, он преподнес увиденное как совершенно новый, независимый, сенсационный танец.
- наиболее вероятно, что название Ча-Ча-Ча произошло от кубинского танца "гуарача", ставшего популярным в Европе в начале века; возможно, также, что название является звукоподражанием маракасам (
шумовой инструмент, используемый в аккомпанементе).
В 1954 году этот танец был описан как " мамбо в ритме guiro".( Guiro - музыкальный инструмент из высушенной тыквы и зазубренной палочки).
Мамбо является национальным танцем Гаити и имеет три формы - одиночную, двойную и тройную. В тройной форме исполняется пять шагов в такт, именно этот вариант стал предшественником Ча-Ча-Ча.
Музыкальный размер в Ча-Ча-Ча , как и в Румбе - 4/4, а темп - 30-32 тактов в минуту.
Танец Самба
Самба - танец африканского происхождения, но наибольшее развитие получил в Бразилии.
Трудно предположить, глядя на знаменитые Бразильские карнавалы, что бразильцы исполняют, в общем - то, не совсем родной танец.
В XVI веке португальцы ввезли в Бразилию не только огромное количество рабов из Конго и Анголы, но и их традиции и танцы.
В числе популярных танцев были Catarete, Embolada и Batuque.
В Batuque от партнёров требовался тесный контакт в области пупка, что вызвало гнев инквизиции, был даже издан специальный указ Мануэля I, запрещающий исполнение этого танца.
Именно благодаря этому обстоятельству танец Самба стал очень популярным.
Смешанный танцевальный стиль возник в тридцатых годах XIX века и включал в себя сложно-плетёные фигуры негритянских танцев и вращательно-колебательные движения корпуса, характерные для индийских.
Позже, карнавальные шествия основанные на этом стиле, пополнились движениями капогабаны.
Танец получил название Lundu. Аристократия Рио де Жанейро подвергла танец своеобразной цензуре и адаптировала к закрытой позиции, которая считалась в то время единственно верной для исполнения
любых бальных танцев. Этот танец впоследствии был назван "Zemba Queca" и описывался в 1885 году как " грациозный бразильский танец".
Пик популярности Самбы в Европе пришелся на 1948-1949 годы. В 1956 году Пьер Лавель настолько удачно обработал Самбу, что танец получил мировую известность. Лавель также стандартизировал танец
для международного конкурсного исполнения.
Музыкальный размер Самбы 2/4, исполняется она в темпе 50-52 тактов в минуту.
Танец Румба
Считают, что Румба появилась на Кубе вместе с африканскими рабами.
Название "Румба", возможно, появилось благодаря термину "rumboso orquestra", обозначившему в 1807 году музыкантов, исполняющих танцевальные мелодии. В Испании слово "rumbo" означает "пирушка",
"раут", "rumba" можно перевести как "сваливать в кучу", есть и другие версии возникновения названия танца.
Некоторые утверждают, что первоначально Румба представляла собой сексуальную пантомиму; другие говорят, что кубинская Румба появилась как подражание повадкам животных; третьи замечают, что
характерная для этого танца неподвижность плеч должна напоминать нам положение раба, переносящего тяжелый груз.
В США Румба появилась в тридцатых годах XX века как смесь исконной румбы с гуарачей, кубинским болеро и соном ( включающим в себя и сальсу). В то время основные шаги и фигуры Румбы еще не были до
конца определены. Многие пытались танцевать её , но чаще всего их исполнение напоминало Фокстрот с выраженными движениями бедрами. После Второй Мировой войны Пьер Лавель, во время пребывания в
Гаване, заметил, что американская Румба исполняется в несколько ином ритме, чем коренная кубинская. По возвращении в Англию Пьер и Дорис Лавель, имевшие танцевальную школу в Лондоне, разработали
полноценный вариант исполнения этого танца - Кубинскую Румбу. Именно эта форма и входит на сегодняшний день в конкурсную танцевальную программу.
Музыкальный размер танца Румба - 4/4, а темп исполнения - 20-25 тактов в минуту.
Танец Пасодобль
Пасодобль - это единственный латиноамериканский танец, не связанный с африканской культурой, его родина - Испания.
Название "Пасодобль" по-испански означает " двойной шаг" и, возможно, происходит от " Paso a Dos", что значит " танец для двоих".
Пасодобль изображает корриду - бой тореадора с быком, где партнерша исполняет роль плаща, это её основная роль. В некоторых композициях пасодо бля временами дама исполняет роль другого тореадора,
ну и уж совсем редко - быка, как правило, побежденного в итоге. Музыка Пасодобля основана на марше, предшествующем началу корриды.
В 30-х годах XX века Пасодобль становится крайне популярным в аристократических кругах Парижа и обзаводится французскими названиями для многих своих фигур.
После Второй Мировой войны Пасодобль включили в программу конкурсных танцев. Сложные вариации Пасодобля представляют стилизацию основных фигур, исполняемых тореро на арене: "атака", "удар
мулеты", "синкопированное разъединение", "вероника"… Последняя фигура повторяет движение плаща тореадора вокруг его корпуса. В музыке Пасодобля присутствуют характерные акценты, которые
необходимо "обыграть", а потому танцор должен обладать отличным чувством ритма и композиции. Поэтому этот танец исполняют только опытные танцоры.
Музыкальный размер Пасодобля - 2/4, а темп - 60 тактов в минуту.
Танец Джайв
Этот танец родом с юго-востока США, где он очень популярен среди чернокожего населения уже более 100 лет. Напоминает он и ритуальные танцы индейцев Флориды. Историки предполагают, что его истоки
лежат все-таки в Африке, а индейцы переняли джайв несколько позже.
- слово "jive" скорее всего происходит от "jev", означающего на одном из языков Западной Африки "пренебрежительный разговор". Существует и английский вариант - "jibe" ( "насмешка"), короче, есть
над чем подумать…
В 1880-е годы на юге Америки негры устраивали настоящие соревнования на лучшее исполнение этого танца. В качестве приза победителю обычно вручали большой пирог, а танец получил название
"cakewalk" ( типа, прогулка за пирогом). Исполнялся он под музыку с очень синкопированным ритмом, названную регтаймом. Регтайм популярен среди чернокожего населения по сей день.
В самом начале джайвом увлекалась исключительно молодежь. Старшее поколение пыталось даже запретить его исполнение в танцевальных залах , поскольку его танцевали на месте и он мешал продвижению
по линии танца. Позднее джайв трансформировался и в другие формы, как буги-вуги, би-боп, рок, твист, диско и хасл.На современных турнирах по спортивным танцам Джайв всегда исполняют последним,
что требует от танцоров высокой выносливости, особенно в финалах, где танцы исполняют подряд друг за другом.
Музыкальный размер Джайва - 4/4, а темп варьируется от 40 до 46 тактов в минуту.
Правила этикета
Бальные танцы: правила этикета на
танцевальных мероприятиях
Этикет в бальных танцах это сборник традиционных правил поведения на танцевальном паркете. Он включает в себя ряд указаний, которые направлены на обеспечение комфорта и безопасности партнеров во
время танца на балу, танцевальной вечеринке или другом танцевальном мероприятии. Итак, вот самые существенные из них:
Одевайтесь комфортно и в соответствующую одежду. В большинстве приглашений на танцевальные мероприятия dress-code указан и его стоит соблюдать.
Мужчины, проверьте карманы Ваших брюк перед тем, как приглашать даму на танец. Ключи, кошельки и другие вещи в ваших карманах могут создавать дискомфорт для Вашей партнерши во время танца.
Леди, не надевайте длинные серьги или большие браслеты. Во время быстрого движения с поворотами Вы можете поранить и себя и партнера. То же касается и массивного ожерелья, которое в повороте
может ударить Вашего партнера.
В большинстве танцев количество женщин превышает количество мужчин. Как мужчина в такой ситуации Вы должны пригласить на танец как можно большее количество женщин. Не следует танцевать с
незнакомцем (-ой) танец, который Вы не умеете танцевать. Если Вы хотите пригласить женщину на танец, Вам следует использовать следующие фразы:
«Можно Вас пригласить на этот танец?»
«Вы хотите потанцевать?»
Когда Вы выходите на танцевальную площадку, держите партнершу за руку. Очень некрасиво выглядит, когда мужчина идет впереди сам, а за ним женщина, которую он пригласил. Если женщина приглашает
мужчину на танец она предлагает ему свою руку.
Следует с радостью принимать предложение потанцевать, кроме случаев, когда Вы физически не можете танцевать, Вам нужен отдых или Вы не умеете танцевать конкретный танец. В последнем случае Вы
можете открыто сказать об этом партнеру. Если Вы отказываетесь танцевать с одним партнером, не следует сразу-же принимать предложение от другого партнера танцевать. Когда Вы принимаете
приглашение на танец используйте следующие фразы:
«Конечно»
«Да, с удовольствием»
Существует негласное правило «антимонополизма», которое означает, что женщина может извиниться и оставить партнера после 2-3 танцев для того, чтобы он мог также пригласить на танец и других
партнерш. Это правило поощряет смену партнеров, однако не настолько строго применимо к супругам.
Будьте внимательны к партнеру (партнерше) по танцу. Не следует давать ему подсказки или критиковать его/ее движения в танце.
Будьте внимательны также к другим парам на паркете. Если танцевальная площадка заполнена, не следует делать сложные пируэты. Если Вы случайно столкнулись с другой танцевальной парой, нужно
немедленно извиниться.
Леди, Вам не следует вести партнера, если Вы хотите, чтобы он пригасил Вас еще раз. Не сопротивляйтесь ведению партнера и не подавайте слишком много веса в вашу левую руку, которая находится на
плече партнера.
Мужчины, не прижимайте партнершу к себе. Разрешите ей решать какой должно быть расстояние в паре. Хотя в профессиональном исполнении бальных танцев контакт тел партнеров приветствуется, многие
женщины чувствуют себя некомфортно находясь очень близко к партнеру.
Считается неприличным подпевать, считать ритм вслух или жевать жвальную резинку во время бального танца.
Бесспорным преимуществом данных правил этикета является то, что они поощряют новые знакомста и частую смену партнеров и партнерш в танце. Атмосфера на танцевальном мероприятии похожа на атмосферу
во время обычной вечеринки, где все гости активно общаются между собой.
Также существует несколько дополнительных правил вежливости на танцевальном мероприятии, которые необходимо знать:
При знакомстве с новыми людьми представьте себя, а также представте других людей, если они не знают друг друга.
Всегда находите общие темы для поддержки разговора.
Когда музыка закончилась, партнеры должны поблагодарить друг друга за танец.
Бережно и осторожно ведите партнера в незнакомом для него танце (движениях).
После окончания вечеринки поблагодарите организатора или хозяина мероприятия.
Как всегда… Приятных Вам бальных танцев!
Рене Зграггенс
Современные тенденции в бальных танцах
Утверждение, что бальные танцы вновь произвели фурор в сознании общественности сегодня уже не вызывает ни у кого сомнения. Многие говорят, что феномен «бальных танцев» возродился вместе с
телевизионным проектом «Танцы со звездами», в котором известные люди в паре с профессиональными танцорами соревновались за право стать победителем танцевального шоу. Миллионы людей, которые
видели шоу и то, как грациозно двигались звезды на паркете, решились последовать их примеру – обуть танцевальные туфли и воплотить свою давнюю мечту – научиться танцевать.
Хотя существует много видов бальных танцев, самыми популярными и сегодня остаются вальс, танго и румба. Но если ваш темперамент требует бурного веселья и зажигательных ритмов – самба и джайв –
это для Вас. В бальных танцах, которые происходят из народных танцев разных стран мира, Вы всегда найдете танец, который отвечает Вашему темпераменту и физической форме.
Благодаря большому разнообразию движений сегодня бальные танцы стали любимым занятием тысяч людей во многих странах мира. Они тонизируют мышцы, улучшают ощущение баланса, укрепляют
сердечнососудистую систему, придают телу гибкости и подтянутости. Есть и другие, не менее важные преимущества, которые вы можете получить от занятий бальными танцами. Например, это отличный
способ активного отдыха для людей всех возрастов. Более того, многочисленные танцевальные вечеринки – это возможность пообщаться с интересными людьми разных профессий и даже найти новых
друзей.
Когда люди принимают решение посещать занятия бальными танцами, у них всегда есть большой выбор- танцевать вальс или танго, ча-ча-ча или джайв. Кроме этого, бурное развитие бальных танцев в
последние годы предоставляет нам сегодня гораздо больше возможностей для инноваций и эксперимента. Вы можете свободно выражать себя в бальных танцах независимо от того сколько времени вы
обучались и сколько шагов Вы знаете. Вы можете танцевать бальные танцы в упрощенном варианте на вечеринке или создать уникальную композицию для некого важного для Вас мероприятия. Главное - это
танцевать и получать истинное наслаждение от этого процесса.
Именно поэтому, не удивительно, что бальные танцы пройдя через десятилетия и сегодня остаются одним их наиболее популярных и востребованных танцевальных направлений в мире. Независимо от того,
танцуете ли Вы энергичный квик-степ, грациозный вальс или элегантный фокстрот, Вы всегда ощущаете некую возвышенность над ежедневными заботами и буднями и на несколько минут погружаетесь в иной
мир - мир прекрасного и вдохновенного..